Кейс 1

В тюрьму за ошибку бухгалтера: кейс о решении финансовых и правовых вопросов
По рекомендации владельца другого бизнеса обратился 40-летний мужчина, который руководил международной транспортной компанией. Они оказывают международные транспортно-экспедиторские услуги с Китая по России, Казахстану и Средней Азии.

Точка А: у компании был целый комплекс проблем:

  • попали в зону высокого риска по оценке налогового комитета, что становилось первым звонком для проведения налоговой проверки. Если бы это случилось, был бы доначислен штраф в размере более 100 миллионов тенге;

  • на момент проверки нашелся долг в размере 1,2 миллиарда тенге, которого в реальности не существовало. Он появился потому, что бухгалтер некорректно закрыл документы;

  • как оказалось, бизнес постоянно финансировался за счет дотаций китайской компании;

  • долги клиентов достигли больше 500 миллионов тенге, при этом документы не были подписаны вовремя, что приводило к огромному риску непогашения долгов;

  • ценообразование считалось некорректно — некоторые услуги перевозок грузов уводили компанию в минус;

  • не учитывались курсовые разницы, которые доходили до 45 миллионов тенге;

  • существовал риск возбуждения уголовного дела в адрес руководителя из-за ошибки прошлого бухгалтера — были неверно исчислены налоги и штраф за это составлял 90 миллионов тенге.
В итоге собственник не мог понять, куда уходят деньги и откуда такие налоги, если его компания фактически не получает указанный доход.

Директор все больше больше ощущал беспокойство, ведь угроза возникла не просто над его карьерой, но и всей жизнью — оказаться в тюрьме за чужие ошибки он не хотел.

Ситуацию усложняли два важных фактора:

  1. Директор компании работал в найме, поэтому переживал за личную безопасность, ведь именно он несет ответственность по действующему законодательству. Была и другая сторона медали — ему нужно отвечать перед собственником за результат, который пока что выглядел крайне негативно.
  2. Собственная бухгалтерия постоянно усложняла процессы: директор только и слышал «так нельзя», «здесь неправильно», «так не можем сделать». При этом предложений по дальнейшим действиям никогда не поступало. Он ощущал постоянное сопротивление и отрицание наличия вариантов действий. Руководителя беспокоило, что он не может найти поддержку со стороны бухгалтера и из-за отсутствия нормального диалога у него полное непонимание, что происходит в бухгалтерии, как правильно отражать в учете экспедиторские и международные транспортные услуги, чтобы избежать дополнительных налогов. Ему приходилось самому вникать в бухгалтерские вопросы, писать письма в налоговую, чтобы понять насколько корректно исчислены налоги. Также он пытался сам решить возникшие сложности — брал консультации у независимых консультантов. Но в итоге все становилось только хуже: специалисты давали точечные советы, не пытаясь разобраться в ситуации и изучить цели компании.

Запрос звучал таким образом: нужно прописать налогообложение для транспортных и экспедиторских услуг, чтобы разобраться:

  • какие начисляются налоги;

  • как оформляются договора;

  • как отражаются предоставленные услуги в бухгалтерском учете;

  • какие существуют риски.

Чтобы решить весь комплекс проблем, я разработала план действий и реализовала его:

  1. Подробно изучила сложившуюся ситуацию и озвучила все те проблемы, которые лежали на поверхности.
  2. Провела встречу с бухгалтером и попросила обосновать свои доводы и рекомендации по отражению данных в учете. Отдельно обсудили корректность исчисления налогов. В ходе этого разговора я сразу определила: у бухгалтера слишком низкая квалификация и непрофессиональное отношение к ведению бухгалтерии.
  3. Подготовила заключение по озвученному запросу, в котором подробно расписала, как нужно учитывать международные транспортно-экспедиторские услуги и как они облагаются налогом.
  4. После этого провела финансовый аудит компании и выявила ошибки, которые необходимо было срочно устранить. Речь шла о неверном отражении данных в учете, неправильном исчислении налогов и несоответствии документации и даже ее полном отсутствии.
  5. К заключению приложила подробные рекомендации, что нужно сделать и как изменить ситуацию в позитивную сторону.
  6. Отдельно порекомендовала найти более квалифицированного бухгалтера, чтобы снова не скатываться в несуществующие долги и другие проблемы.
План действий я презентовала собственнику компании. В ходе нашей встречи выявили дополнительные вопросы и я сразу же озвучила варианты их решения. В итоге собственник сказал:

«Хотел бы я от своей бухгалтерии получать такие же четкие ответы и своевременные план действия для решения возникающих задач. Сейчас только и слышу «нет, это нельзя» или «это невозможно». Предлагаю, чтобы учет восстановили Вы и Ваша компания. Мне нужны стабильность и безопасность, которые вы можете обеспечить».


Точка Б: компания выбирается из проблем:

  • Восстановлен учет и проведена корректировка данных. Мы пересдали налоговую отчетность. Теперь первичная документация соответствует данным, отраженным в учете.

  • Подписаны документы и акты сверки с клиентами и поставщиками.

  • Удалось получить безнадежный долг в размере 232 миллионов тенге.

  • Также снизили налог на прибыль на 70 миллионов тенге.

  • Внедрили системы финансового и управленческого учета, чтобы собственник мог контролировать основные показатели бизнеса.

  • Также предложила создать инструмент для сверки работы бухгалтерии и менеджеров, так как обычно в компании это слабое место.

  • Внедрено комплексное бухгалтерское сопровождение.

  • Руководитель и собственник снова ощутили безопасность и спокойствие.

Таким образом разработанный мною план привел к сокращению расходов, обеспечению правовой и финансовой защите бизнеса, стабильности в развитии компании. Собственник и руководитель обрели не только понимание и контроль бизнеса, но и уверенность в завтрашнем дне. Они оба благодарны за поддержку и готовы рекомендовать меня и мою компанию своим знакомым.

Можно не затягивать до образования таких огромных долгов и угрозы рассмотрения уголовного дела — обратитесь к нам и мы поможем разобраться, какие процессы нарушены именно в вашей компании.